Rolls-Royce: 100 лет совершенства

Rolls-Royce: 100 лет совершенства



Rolls-Royce: 100 лет совершенства

С чего начинался Rolls-Royce

Дело было в Манчестере 4 мая 1904 года. Здесь, в ресторане небольшой гостиницы впервые встретились Чарльз Роллс и Генри Ройс. И часа им оказалось достаточно, чтобы решить: отныне они будут действовать вместе, создавая лучшие двигатели для использования на земле, на воде и в воздухе. Так оно и вышло.

Чарльз Роллс родился в 1877 году в семье лорда Лангедока в Уэльсе. Он получил прекрасное образование в Итоне и в Кембридже, откуда вышел с дипломом инженера. Однако истинным своим призванием Чарльз считал коммерцию, в чем позже немало преуспел.

У Генри Ройса, появившегося на свет в 1863 году, судьба складывалась иначе. Он был еще младенцем, когда его семья в поисках заработка перебралась из маленького провинциального городка в Лондон. И продавать бы Генри газеты, если б не родная тетка, приметившая увлеченность мальчишки инженерным делом и отдавшая его в возрасте 14 лет в мастерскую Great Northern Railway Works. Знаменитую, заметим, мастерскую: именно в ней Генри посчастливилось многому научиться у известнейшего инженера Патрика Стирлинга, автора многих оригинальных разработок, в том числе двигателя, получившего его имя. И сам Генри не ленился, всякую свободную минуту отдавая изучению трудов по инженерии.

Упорство юноши вскоре принесло плоды: в 21 год Генри совместно со своим другом Эрнестом Клермонтом открыл компанию F. H. Royce and Co., которая занималась производством электрических дверных звонков, переключателей, предохранителей и люстр. В 1894 году компания была переименована в Royce Ltd., а список выпускаемой продукции пополнили электромоторы и даже огромные электрические краны.

Бизнес шел успешно, но Ройс к тому времени весьма заинтересовался автомобилями, и приобрел в собственность французский 10-сильный Decauville. Его ходовые качества Генри, однако, не устроили, и как истинный инженер он решил усовершенствовать конструкцию. Начал с электрики, затем занялся приводом и, наконец, мотором. Результаты его вдохновили настолько, что он решил создать собственную машину. И — создал: автомобиль имел двухцилиндровый мотор объемом почти 2,0 литра, принципиально новый для того времени клапанный механизм и впускной тракт. К тому располагал 3-ступенчатой коробкой передач, эллиптической подвеской, барабанными тормозами на задних колесах и ручным тормозом. Разработка обошлась ему в 138 фунтов — это были немалые деньги для того времени.

1 апреля 1904 года автомобиль был собран, и Генри отправился в пробную поездку. Ройс сделал еще два таких автомобиля — один для своего партнера Эрнеста Клермонта, а другой — для давнего друга Генри Эдмундса, который получил прозвище крестного отца Rolls-Royce, поскольку именно он и организовал ту историческую встречу в ресторане. А закончилась она словами Роллса о том, что он готов продавать любые автомобили Ройса, но под названием Rolls-Royce.

В декабре 1904 года ведущий английский автомобильный журнал Autocar впервые опубликовал рекламу компании Rolls-Royce, в которой говорилось о «первом, простом и тихом Rolls Royce». В те годы автомобили под этим брендом еще не были синонимом роскоши и стоили весьма умеренно.

Поначалу компания произвела на свет около двадцати 10-сильных машин с двухцилиндровыми моторами. Но очень скоро Ройс создал 4-цилиндровый двигатель мощностью 20 л.с., который и был установлен на модель Rolls-Royce Twenty. Практически сразу, в том же декабре 1904 года, компания решила впервые продемонстрировать свои автомобили за пределами Великобритании и приняла участие в международном автосалоне в Париже. А в 1905 году Rolls-Royce Twenty приняли участие в гонках Tourist Trophy. Из двух автомобилей до финиша добрался лишь один, но зато вторым. Подлинный триумф пришел годом позже, когда на трассу соревнований вышли спортивные версии Light Twenty — им не было равных, что незамедлительно сказалось на коммерческом успехе компании. Кстати, Ройс еще несколько лет побеждал в гонках на этой модели.

«Шестицилиндровый Rolls-Royce — не просто одна из лучших, а лучшая машина в мире» — гласила реклама, посвященная выходу на рынок моделей 40/50. Цифры в названии означали количество лошадиных сил под капотом. Но этого новому исполнительному директору Rolls-Royce Клоду Джонсону было мало, и он решился на необычный для того времени шаг: все автомобили стали окрашиваться в серебристый цвет и снабжаться фирменной табличкой, подчеркивающей их эксклюзивность — Rolls-Royce Silver Ghost. Это был отличный маркетинговый ход. В то же время многочисленные спортивные победы закрепили за Rolls-Royce звание производителя очень надежных автомобилей.

Вместе с постоянным ростом мощности, а неутомимый и талантливый Ройс постоянно совершенствовал моторы, росли и цены на его машины. Так постепенно формировался новый имидж компании. Silver Ghost обходился покупателям в 1300 фунтов. Так что новая фабрика компании Rolls-Royce в Дерби, потребовавшая 9539 фунтов, оказалась не слишком тяжелым бременем. Одновременно Чарльз Роллс открыл первый фирменный бутик марки в самом центре Лондона. Правда, на заднем дворе еще ремонтировали автомобили, но это никак не сказалось на имидже Rolls-Royce. Бренд становился все более известным далеко за пределами Британии.

Все шло прекрасно — Ройс создавал великолепные автомобили, а Роллс умело их продавал — до 12 июля 1910 года. В тот день всерьез увлекшийся авиацией Чарльз Роллс погиб, перелетая через Ла-Манш. Год спустя, в память о друге и партнере, Генри Ройс создал великолепный Rolls-Royce «The Spirit of Ecstasy». Это стало большим событием в мире моторов, поскольку машина обладала невиданными по тем временам техническим характеристикам и ходовыми качествами.

Увы, в том же году Генри тяжело заболел и вынужден был переехать на южное побережье Франции. Однако работы над совершенствованием автомобилей он не прекращал ни на день, при каждой удобной возможности возвращаясь в Англию. Так продолжалось до 1914 года, когда Великобритания вступила в первую мировую войну. Правительство обратилось к великому инженеру Ройсу с просьбой поработать на благо страны и создать мотор для самолета. Так начала писаться не менее славная страница в истории компании Rolls-Royce.

Но и о машинах Ройс не забывал. «Все бронированные автомобили в Египте — марки Rolls-Royce, — писала газета The Times в 1916 году. — Они — настоящее олицетворение великого духа Британии; за десятки тысяч километров пробега по пустыне — ни одной поломки двигателя. Великолепно!»

В 1919 году самолет с двигателями Rolls-Royce Eagle впервые пересек Атлантический океан. «Я не знаю, чем мы должны больше восхищаться — их смелостью, их навыками, их научными знаниями, их двигателями Rolls-Royce, или же просто их необыкновенной удачей» — сказал тогда Уинстон Черчилль.

В 1921 году был открыт завод Rolls-Royce в США, где начали с производства Silver Ghost. В 1925-ом появляется новая модель — Phantom. А в 1931 году Rolls-Royce приобретает находящуюся на грани банкротства Bentley Motors, под маркой которой начинается производство «тихих спортивных машин».

Генри Ройса не стало в 1933 году.

Ныне автомобильное отделение — Rolls-Royce Motor Cars — принадлежит концерну BMW. Бренд Bentley перешел шесть лет назад к Volkswagen. Англичане сохранили за собой контроль над авиационным подразделением компании.

В честь столетия всемирно известной марки в этом году свет увидят 35 юбилейных Rolls-Royce Phantom. Каждый из этих автомобилей собирается вручную и имеет специальную табличку на пороге. Фирменная эмблема из серебра выполнена в стиле тех, что устанавливались на машины Rolls-Royce в начале века. Эксклюзивность подчеркивают специальные материалы отделки и несколько измененная форма щитка приборов.

Источник: Андрей Осипов. "Автомобильные Известия"


Возврат к списку